Агастианская церковь Двух
Infanatoca
Si temi more regat
Impela sentra demon terra
Terra nonive
Infanatoca
Si temi more regat
Efamima dove tore
Infata dio re
Infa lati platsire
История церкви
Агастианской Церкви столько же лет, сколько и самому человечеству, хотя в ранние годы, еще до Великого Похода, организованного культа Двух у людей не было. Нужда в нем появилась позже, и связано его появление было скорее с именем Святого Манно, известного еще как Манно Корабела, легендарного проповедника и спасителя рода человеческого.
В Книге Начал говорится, что Манно был рожден у вдовы по имени Мирия, за что ее всячески порицала общественность, утверждая, что оставшаяся без кормильца рыбачка попросту начала торговать своим телом, чтобы заработать на хлеб. Церковь учит, что дитя Мирии было благословлено самой Матерью и еще до рождения отмечено особой судьбой, есть так же версия, будто Манно и сам был сыном Супругов, но агастианство отвергает эту версию. Манно стал рыбаком и много времени проводил в море, в тяжелых думах о роке и судьбе людей, погрязших в воинах за те крохи, что остались от некогда великого прошлого после катастрофы, тогда как скверна все больше пожирает некогда цветущие земли, питаясь ненавистью и злобой. Тогда,говорят, среди моря явились ему сами Мать и Отец и велели строить корабли для великого похода на восток, в новые обетованные земли. Люди подняли Манно на смех, когда рыбак вернулся домой и поведал эту историю другим, и только его мать, Мирия, поверила ему и благословила на тяжелый труд, отмечающий начало великого пути.
Манно начинал строить первый корабль в одиночестве, не зная корабельного дела — до сих пор не было у людей кораблей, только утлые лодчонки, на которых они ловили рыбу и переправлялись с острова на остров. Три года ушло у Манно на то, чтобы построить первый, и так впечатлены были люди увиденным, что многие присоединились к нему и стали под его началом работать над новыми кораблями. Шло время, все больше людей принимали участие в строительстве, а Манно между тем начал проповедовать им слово Двух о земле обетованной, о новой родине далеко на востоке, и ему внимала беднота побережья, уставшая от войн и поборов знати. Вскоре власть прознала о проповеднике, который призывал народ к переселению, и Манно был привезен в столицу, где его лично допрашивал Первосвященник, сомневавшийся, что какому-то рыбаку выпала честь говорить с Супругами. Манно отпустили, однако с условием — отдать все корабли правителю области, ибо тот увидел в них великое оружие и огромную мощь, которая станет подспорьем в завоевании остальных земель.
Манно вернулся назад и с утроенной силой продолжил строительство. Богиня-Мать сказала ему, что необходима сотня кораблей, чтобы все желающие могли зайти на борт с запасами провизии и скота, которые помогут выжить в долгом плавании. Ему оставался всего один, когда правитель области явился за ними и потребовал у людей отдать суда. Рыбаки и горожане были вынуждены взять оружие и с боем защищать свое право на лучшую жизнь, что им обещал Манно. В конце концов войска отступили, но когда все было готово к отплытию, Манно был захвачен правителем области, который выдвинул ультиматум переселенцам — или они отдают половину кораблей, или Корабел будет предан страшной смерти. Через верного служку Манно передал своим последователям свои слова: чтобы не смели они уступать, чтобы садились на корабли как можно скорее и покидали негостеприимные берега. Со слезами на глазах слушала эту весть Мирия, но, скрепя сердце, мать Корабела велела всем грузиться на суда и отплывать. Увидев это, правитель велел сложить на холме, что нависал над верфями, огромный костер и на нем сжечь Манно, прибив его перед этим к мачте недостроенного корабля, покуда его войска бросились задерживать отплывающих. И тогда уже распятый на мачте Корабел явил миру свое последнее чудо — сама земля поднялась стеной под ногами воинов, отсекая их от кораблей, которые уже отплывали. С их палуб люди видели, как зажегся на холме факел костра, и плакали и молились за душу Манно, который ценой своей жизни выиграл для них время.
Мирия закончила дело своего сына. Несколько недель изнурительного плавания, в ходе которого они потеряли несколько кораблей, закончились на берегах современной Иверии. Говорят, что она умерла, едва ступив на прибрежный песок, дав отдохнуть измученной душе, тоскующей по своему сыну.
И Манно, и Мирия впоследствии стали святыми.
Структура Церкви
Церковь не принадлежит какому-то одному государству — ее влияние распространяется на все страны, сохранившие веру в Супругов и те, что приняли ее после. Во главе ее стоит Верховный Экзарх или просто Экзарх, предстоятель церкви на земле, имеющий право лично говорить с богами от имени своей паствы. Он не считается ни наместником богов на земле, ни воплощением их воли, он лишь человек, чье благочестие достаточно велико, чтобы вести за собой народы и толковать слова Книги Начал. Каждая страна и каждое герцогство Рейнской империи составляют один приорат, во главе которого стоит приор, носящий титул кардинала. Резиденция Экзарха и сердце всей Церкви находится в Авенне, на территории герцогства Эйзен, Авеннский собор считается главным собором всех агастиан, ибо именно здесь хранится прах святой Мирии и руль корабля, который первым был построен Манно Корабелом. Авеннский собор посвящен Отцу и Матери.
Издавна в Церкви служили представители обоих полов, с годами они разделились на две равноправные ветви: мужскую, Орден Отца, заведующую в основном административными и законодательными вопросами церкви, и женскую, Орден Матери, которая занималась образованием и домами милосердия. Это не означало, что мужчина не может принадлежать к Ордену Матери и наоборот, но такие случаи определенно является скорее исключениями из правил. К структурам Ордена Отца принадлежит также Инквизиция.
Орден Отца закон и порядок | Орден Матери любовь и помощь |
• неофит — послушник при церкви или учащийся семинарии. Поступление в семинарию или принятие в послушники возможно в любом возрасте, однако предпочтительным считается возраст до 17 лет. Кандидат при этом не должен состоять в законном браке (принимается постриг вдовцов и вдов) |
• диакон (диаконисса) — диаконы являются служителями храмов, участвующими в богослужении, как правило, они помогают вышестоящему чину отправлять службу. В храмах, посвященных обоим Супругам, служат представители обоих полов, богослужение и все ритуалы проводятся с участием обоих. В других храмах, возведенных в честь лишь одного из божественной пары, служат либо мужчины, либо женщины. |
• архидиакон (архидиаконисса) — архидиаконы ведут богослужения в церквях и совершают различные таинства, они же являются настоятелями крупных храмов, монастырей и кафедральных соборов в больших городах. |
• епископ — глава религиозной общины в рамках отдельной административной единицы (графства, баронства), сан совмещает в себе светские и духовные функции. Облачаются в черный. | • милосердные сестры — служительницы церковных госпиталей, в том числе и военных, церковно-приходских школ, домов презрения и ночлежек. |
• архиепископ — как правило этот сан совмещает в себе светские и духовные функции, облаченные в пурпур, архиепископы являются высокопоставленными лицами при дворах правителей и аристократов, могут заседать в городских советах, где ведают делами церковной общины вверенного им города или области. Епископы столичных городов всегда носят сан архиепископа. | • милосердные матери — руководят госпиталями, ночлежками и домами презрения в городах, надзирают за церковными школами для детей небогатых горожан, являются почетными членами семинарий и медицинских учреждений. |
• кардинал — высокий богословский авторитет, может возглавлять диоцез (церковная единица размером с графство или несколько), или приорат (охватывающий герцогство), или же просто носить кардинальский сан. Кардиналов обыкновенно больше, чем приоров. У кардиналов в большей степени светские функции, нежели духовные, они схожи с функциями архиепископов, но несовместимы по масштабу, поскольку они ведают церковными, духовными и религиозными вопросами в рамках целой провинции, зачастую выражая мнение Церкви на те или иные политические и экономические вопросы. Кардиналы носят синие одежды, в праздничные дни разбавленные белым. | • святая мать — высший титул, эквивалентный кардиналу, однако случаев, когда женщины возглавляли приораты, найдется в истории немного. Святые матери являются главами и руководителями семинарий, медицинских образовательных учреждений, заведуют всеми образовательными вопросами в отдельно взятом герцогстве, даже если это образование — светское. Они стараются особо не вмешиваться в дела политические, но на деле являются важными фигурами в политике любой провинции Империи и любой страны. |
• Верховный Экзарх — высший титул в агастианской церкви, теоретически им может быть как мужчина, так и женщина (выбранная из числа святых матерей). Резиденция Экзарха находится в Авенне. Он осуществляет всеобщее руководство Церковью, разрешает спорные вопросы между разными приоратами и даже целыми государствами, так что его вполне можно назвать мировым судьей стран, исповедующих агастианство. Избирается Авеннской курией, состоящей и кардиналов и святых матерей. |
Отдельно стоит упомянуть нунция — посланника экзарха при дворе какого-либо правителя.
! Важно ! несмотря на общее равенство, мужчины в Церкви являются посвященными Отца, а женщины — Матери. Потому принято так, что мужчины-прихожане традиционно обращаются по всем вопросам к диаконам, а женщины — к диакониссам, исповедуются тоже в зависимости от пола исповедующегося. Богослужения же в агастианстве таковы, что чин требует присутствия одновременно и диакона, и диакониссы, однако в храмах, посвященных одному из Двух, обыкновенно присутствуют посвященные Отца или Матери.
! Важно ! В агастианстве не развит институт отшельничества. Существуют отшельники, странствующие и живущие в скитах, однако это явление не носит массовый характер и зачастую порицается как праздность и безделье, тогда как Церковь почитает усердный труд на благо народа, к которому относит и политическую деятельность своих членов тоже. Монастыри, святые обители выполняют важные гуманитарные и социальные функции — являются школами для крестьянских детей, дающими базовое образование, госпиталями милосердных сестер, местами, где культивируется богословская ученость, переписываются и хранятся книги, в том числе и редкие, хранятся реликвии агастианской церкви. Кроме того, некоторые монастыри служат пристанищем для инквизиции, особенно в отдаленных районах.
Большая часть монастырей обладает большими земельными наделами, на которой монахам предписано трудиться наравне с крестьянами. Эта земля не облагается налогами и закреплена за Церковью.
Догматика и устав
Церковь и ее догматика формировались не за один день, это заняло достаточно долгое время. В целом примерно к трехсотому году П.В. основные положения учения были сформированы и закреплены постановлением Первого Авеннского собора. С тех пор они менялись незначительно
• Мы веруем в Двух, в Мужа и Жену, Отца и Мать всего Сущего, Вечных и Неизменных, охранителей жизни, создателей вселенной.
• К Ним направлены все помыслы и чаяния наши, в их руки вверяем мы судьбы свои.
• Они — заступники и защитники наши, говорящие с нами через своих пророков и избранников.
• Они — противники Хаоса и Разрушения, что алкает душ наших и тел наших при жизни и после смерти, Они завещают нам противостоять Хаосу, чье обличье — Агрес, Враг всего сущего, враг Двух.
• Отвергаем мы Агреса, Врага всего сущего, врага Двух, отвергаем суть его и силу его, коей искушает он нас.
Церковью на официальном уровне установлено равноправие мужчин и женщин перед богами и человеческим законом, однако сделано уточнение, что хотя женщина и равно мужчине по духу, тело ее слабее, кроме того, оно предназначено для рождения детей, значит, женщина всячески должна оберегаться и защищаться мужчинами, она должна быть ограждена от невзгод и тягот, дабы с честью и в полном покое выполнять возложенные на нее обязательства. Это уточнение, важное во времена войн и становления государственности людей, стало официальным основанием для долгой дискриминации женщины вне лона церкви. До недавнего времени женщины не могли наследовать титулы и земли, не могли заниматься политикой и вести дела семьи, не могли заниматься наукой и занимать даже низшие государственные должности. После императорского эдикта императора Херберта равенство в правах было законодательно закреплено, с тех пор прошло почти сотня лет, и ситуация достаточно серьезно переменилась.
Внутри Церкви, однако, этот вопрос никогда не был предметом дискуссий. Женщины и мужчины служили Церкви на равных, и это много веков один их главных ее догматов — не ставить ни Отца, ни Мать выше другого.
Из других важных постулатов церкви Двух, которые приняты как государственные законы и нормы морали:
• понятие греха и проступка. Грехом в агастианстве считается все, что прямо нарушает пять заповедей. Грех нельзя искупить, он следует с тобой по жизни и единственное, что может избавить от тяжести греха, это совершение большого числа добрых праведных дел. Считается, что за один грех нужно совершить в десять раз больше хороших дел, чтобы дурные последствия никак не довлели над человеком в его последующих рождениях.
Агастианство верит, что грешники, чьи дурные дела превысили все мыслимые пределы и стали оскорблять самих богов, лишаются права родиться снова и через перерождения приблизиться к богам. Они становятся демонами, проклятыми душами, изгнанными в Пустоту.
• запрет разводов. Категорический. Есть исключения всего для трех случаев: смерть одного из супругов, непорядочное обращение мужа с женой* и невозможность одного из супругов исполнять свой супружеский долг, что, как следствие, ведет к невозможности зачать потомство. В таком случае оформляется официальный развод, что является довольно длительным процессом и рассматривается церковным судом по месту обращения.
* непорядочное обращение должно быть доказано и засвидетельствовано пятью уважаемыми гражданами. Отказ купить новое платье к непорядочному обращению не относится.
• запрет однополых связей. Здесь исключений нет. В давние времена за содомию просто забивали камнями, ныне приняты более гуманные методы, а именно занесение в колодки на трое суток, лишение всех имеющихся регалий и пожизненная каторга. Вечный позор так же прилагается, причем семья обвиненного страдает не меньше от общественного порицания, а потому гомосексуалистов зачастую душат еще до предания случая мужеложества огласке.
• целибат для священнослужителей
• запрет на связи с животными. Здесь наказание ровно такое же, что и в случае с содомией.
• преследование ведьм и колдунов. Здесь все просто — сожжение на костре издавна считается единственным способом освободить душу от власти демона, ибо известно всем и каждому, что только огня боится скверна и потусторонние твари. Каждый случай обвинения в колдовстве скрупулезно рассматривается на церковной коллегии под руководством Инквизиции. О ней ниже.
Символом агастианства, по которому последователи этой религии определяются собратьев по вере, является маст — стилизованное изображение корабельной мачты, на которой был казнен Манно Корабел.
посмотреть
ВОПРОС—ОТВЕТ
• Как Церковь относится к сексу до свадьбы?
Сложный и интересный вопрос, как сложно и интересно ее к нему отношение. С одной стороны, официального запрета на них нет, с другой, открытое порицание добрачных связей — старая традиция Церкви. Тем не менее, находятся и такие, кто говорит, что Двое не только муж и жена, но еще и любовники, коими были всегда и всегда будут, поскольку брачного обряда над ними никто не совершал, и, по сути своей, союз их является сожительством. Эти смелые заявления несколько раз пытались причислить к ересям, однако они находили слишком живой отклик в сердцах людей, и рука ни у кого не поднялась. Потому сейчас Церковь публично не одобряет такие связи, но запретить не может.
Тем не менее, "порченую" девицу и без Церкви ждет общественное порицание. А вот мужчинам в этом отношении живется куда спокойнее.
• Как Церковь относится к публичным домам?
Проституция, конечно, Церковью крайне не одобряется, но сколько бы Экзарх ни пытался убедить светских правителей ее запретить, ничего не вышло. Потому что проституция не просто приятное времяпрепровождение, но и очень выгодный бизнес.
• А куртизанки?
С куртизанками все проще, поскольку куртизанки не обязаны оказывать сексуальные услуги. Потому некоторые церковные иерархи не брезгуют встречами с образованными женщинами, дабы поговорить о делах не-постельных. Впрочем, священнослужители тоже люди, а человек слаб, так что...
• Каково отношение Церкви к сидхе, драконам и магам?
К сидхе Церковь относится ровно, хотя и не одобряет их веру и обычаи. Тем не менее, церковные служители не могут отказать сидхе в равных с людьми правах, потому рассматривают их как часть вероучения, но не исповедующую это вероучение.
К драконам отношение двойственное: с одной стороны, они явно наделены разумом, с другой, слишком опасны, чтобы защищать их. На охоту на драконов Церковь предпочитает закрывать глаза.
• Возможна ли анафема?
Да, вполне. Иногда Церковь прибегает к ней, чтобы надавить на того или иного правителя. Отлучение от Церкви, а именно от права исповедоваться и причащаться, посещать службы и говорить с духовными лицами, пугает многих. Впрочем, снять анафему Церковь тоже может.
• Возможно ли почитание кого-то одного из Супругов?
Да, возможно, при условии, что верующий не называет ни одного из них верховным. В Империи и других странах немало церквей, посвященных одному из божественной пары.
• На каком языке проходит богослужение в агастианских церквях?
На староимперском, наиболее сохранившейся форме языка древней родины людей, откуда они когда-то прибыли. *Местная латынь.
• Что насчет Библии?
Местным Священным Писанием является Книга Начал, в которой изложены все мифы и легенды, связанные с Супругами, и деяния Манно и его сподвижников.
• Как Церковь относится к... гигиене? Как христианство в средние века?
Нет, отношение Церкви в этом мире прямо противоположно отношению РКЦ в мире нашем. Согласно представлениям агастианства, тело человека есть сосуд души, и красота внутренняя должна согласовываться с красотой внешней. В здоровом и красивом теле - здоровый и красивый дух. Потому Церковью всячески поощряется чистота и уход за телом, на церковные деньги в городах содержатся общественные бани и умывальни.